Аронсон Э., Пратканис Э. Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. Перераб. изд. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 384 с. - (Проект "Психологическая энциклопедия".)
ISBN 5-93878-046-2 ISBN 0-7167-3108-8 (англ.)
"Эта книга - одна из самых лучших в мире по вопросам убеждения и влияния!" Эту точку зрения разделяют ведущие российские и зарубежные психологи, которые с ней познакомились. Книга дает блестящий, остроумный анализ моделей, мотивов и результатов "усилий массового убеждения, стремящихся повлиять на то, как мы думаем, что мы покупаем, как мы голосуем и что мы ценим". В книге читатель найдет богатейшую информацию об истории пропаганды, о современных исследованиях по социальной психологии, о методах убеждения в действии, о способах защиты от манипулирования.
Перевод на русский язык: И. Н. ВОЛКОВА, Е. Н. ВОЛКОВ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПРОЕКТ
В память о моих родителях, Гарри Аронсоне (1903-1950) и Дороти Аронсон (1901- 1989). Они обладали потрясающе невинной, искренней уверенностью в том, что в этой стране почти все ими прочитанное (особенно если оно заключалось в книжные обложки) было абсолютно истинным. Э. А.
Моему сыну, Тони Т. Пратканису (род. в 1991) Вероятно, он вырастет не только со здоровым скептицизмом, но и с прискорбным цинизмом относительно правдивости всего, что читает, слышит и видит. Э. Р. П.
AGE OF PROPAGANDA: The Everyday Use and Abuse of Persuasion
Anthony R. PRATKANIS and Elliot ARONSON University of California, Santa Cruz
Revised Edition W. H. Freeman and company NEW YORK 2001
ЭПОХА ПРОПАГАНДЫ: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление.
Энтони Р. ПРАТКАНИС, Эллиот АРОНСОН Университет Калифорнии, Санта-Круз Третье международное издание
Санкт-Петербург "Прайм-ЕВРОЗНАК" Москва "Олма-Пресс" 2003
СОДЕРЖАНИЕ
Масса и время в убеждении (пятая и шестая стратагемы, 45-я техника)........7 ПОЧЕМУ МЫ НАПИСАЛИ ЭТУ КНИГУ................................13 Литература....................................................18 1. Наша эпоха пропаганды..............................................18 Перепроизводство влияния........................................20 Рост постиндустриальной пропаганды...............................24 Различие между пропагандой и убеждением..........................28 Цели этой книги.................................................34 Литература....................................................35 ПСИХОЛОГИЯ ПОВСЕДНЕВНОГО УБЕЖДЕНИЯ........................36 2. Таинственное влияние ...............................................36 Миф № 1: Магические пули .......................................38 Миф № 2: Благоразумный гражданин...............................41 Закон когнитивной реакции .......................................43 Литература....................................................48 3. Обезмысливающая пропаганда, вдумчивое убеждение.....................49 Литература....................................................56 4. Рационализирующее животное........................................56 Литература....................................................64 5. Четыре стратагемы влияния ..........................................64 Геттисбергская речь Авраама Линкольна ............................83 Литература....................................................83 ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ: ПОДГОТОВКА СЦЕНЫ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЛИЯНИЯ ....................................85 6. Влиятельные слова..................................................85 Литература....................................................94 7. Картинки в наших головах ...........................................94 Литература...................................................102 8. Саддам Хусейн: Гитлер Багдада?......................................103 Литература...................................................109 9. Убеждение вопросами ..............................................109 Литература...................................................116 10. Власть отманок....................................................116 Литература...................................................119 11. Психология фактоидов..............................................120 Литература...................................................136 НАДЕЖНОСТЬ КОММУНИКАТОРА: РЕАЛЬНАЯ И СФАБРИКОВАННАЯ..................................137 12. Коммуникатор, заслуживающий доверия ..............................137 Литература...................................................143 13. Завтрак для чемпионов - суррогатная пища нашего "я".................144 Литература...................................................149 14. Как убеждать, когда вам не доверяют, считают лжецом и недолюбливают? ...................................149 Литература...................................................156 15. Фабрикация доверия ...............................................156 Литература...................................................164 СОДЕРЖАНИЕ 16. Боксер-финалист убивает 11 человек одним своим видом: влияние СМК-моделей ..............................................164 Литература...................................................172 СМЫСЛ И ЕГО ПРЕПОДНЕСЕНИЕ ...................................173 17. Упаковки.........................................................173 Литература...................................................183 18. Себе-реклама......................................................183 Литература...................................................188 19. "Голые" чердаки и соседи - герои войны: яркая образность в коммуникации....................................188 Литература...................................................196 20. Почему без конца повторяется одна и та же реклама?.....................197 Литература...................................................203 21. Если нечего сказать - отвлекайте внимание аудитории..................203 Литература...................................................208 22. Если хочешь получить дюйм, иногда следует просить милю!...............208 Литература.....,.............................................216 23. Идеал Протагора, или Всесторонняя дискуссия versus односторонняя дутая реклама........................................216 Литература...................................................224 АПЕЛЛЯЦИИ К ЭМОЦИЯМ: КАК УБЕДИТЬ РАЗУМ, ТРОНУВ СЕРДЦЕ.............................225 24. Чары страха ......................................................225 Литература...................................................233 25. Техника гранфаллуна...............................................234 Литература...................................................242 26. Вина - навязчивая мошенница .....................................243 Литература...................................................249 27. Что может сделать один подаренный цветок? ...........................249 Литература...................................................255 28. Помолвленное сердце ...............................................255 Литература...................................................261 29. Что проповедуешь, то и практикуешь..................................261 Литература...................................................270 30. Психология дефицита и мистика фантомов .............................270 Литература...................................................277 КОГДА ИНФОРМИРОВАНИЕ ТЕРПИТ ФИАСКО: ВЫЗОВ ПРОПАГАНДЫ ОБЩЕСТВУ..................................278 31. Просвещение или пропаганда? .......................................278 Литература...................................................284 32. Что становится новостями? ..........................................285 Литература...................................................298 33. О неэффективности информационных кампаний ........................298 Литература...................................................305 34. Сублиминальная магия: кто кого прельщает? ...........................305 Литература...................................................315 35. Убеждение без посредников..........................................316 Литература...................................................324 36. Как стать лидером культа ...........................................324 Литература...................................................339 37. Пропаганда в Третьем рейхе: аргументы против неуверенности.............339 Литература...................................................349 ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТАКТИКЕ ПРОПАГАНДЫ.......................350 38. Вооружен ли тот, кто предупрежден, или Как по-настоящему сопротивляться пропаганде .....................350 Литература...................................................361 39. Что мы можем сделать для нейтрализации пропаганды...................361 40. Дети Пейто .......................................................372 Литература...................................................379 ОБ АВТОРАХ .....................................................380
ОБ АВТОРАХ
ЭНТОНИ ПРАТКАНИС - профессор психологии в Университете Калифорнии, Санта-Круз, где он изучает и преподает социальную психологию, социальное влияние и методы ослабления предрассудков. Обаятельный преподаватель, он начал карьеру в деловой школе в Университете Карнеги-Меллон, где читал популярные курсы о потребительском поведении и рекламе. Профессиональная экспертиза доктора Пратканиса затребована и государственными, и частным компаниями. Его свидетельские показания о сублиминальном убеждении на судебном процессе против компании звукозаписи CBS Records и рок-группы Judas Priest были определяющими для победы защиты в данном деле. В настоящее время он работает с различными гражданскими группами и правоохранительными агентствами над методами предотвращения преступлений в форме экономического мошенничества. Он появлялся в телевизионных ток-шоу, в информационных и аналитических программах более 200 раз, включая "Oprah Winfrey Show", "Dateline NBC", "CBS News", C-Span и CNN, и его исследования были переведены на восемь языков. Постоянный автор научных журналов и популярной прессы по темам убеждения и влияния, он был соредактором коллективной монографии Attitude Structure and Function ("Структура и функции аттитюда")** и 3-томной фундаментальной хрестоматии Social Psychology ("Социальная психология")**", а также в течение нескольких лет ассоциированным редактором Journal of Consumer Psychology ("Журнал потребительской психологии"), В 1995 г. он был избран действительным членом Американской Психологической Ассоциации.
* См. гл. 34, прим. к стр. 316. - Прим. перев
** Pratkanis, A. R., Breckler, S. J., & Greenwald, A. G. (Eds.). (1989). Attitude structure and function. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum. - Прим. перев.
*** Aronson, E. & Pratkanis, A. R (Eds.). (1993). Social Psychology. (Vols. 1- 3). Cheltenham, Gloucestershire: Edward Elgar Publishing. - Прим. перев.
ЭЛЛИОТ АРОНСОН - профессор-исследователь психологии в Университете Калифорнии, Санта-Круз, и приглашенный профессор психологии в Стэнфордском Университете. Он повсеместно считается одним из самых разносторонних и выдающихся социальных психологов в мире. Его исследования по проблемам убеждения, социальной аттракции, уменьшению предрассудков и по когнитивному диссонансу представляют собой одни из самых важных, плодотворных и новаторских экспериментов, проведенных в области социальной психологии. Аронсон - лауреат премии Американской Психологической Ассоциации за выдающуюся научную карьеру (American Psychological Association's Distinguished Scientific Career Award). В 1970 г. он заслужил приз Американской Ассоциации Развития Науки за выдающееся фундаментальное исследование по социальной психологии (the American Association for the Advancement of Science's Award for Distinguished Research in Socio- Psychology). Одаренный преподаватель, он получил многочисленные педагогические премии, включая премии Американской Психологической Ассоциации, Американского Совета Распространения и Поддержки Образования, Университета Калифорнии и Университета штата Техас. Он - единственный человек в истории Американской Психологической Ассоциации, заслуживший все три ее главные академические премии: За Выдающееся Преподавание, За Выдающиеся Исследования и За Выдающиеся Публикации. Доктор Аронсон - автор многих книг, включая "Мозаичный класс" (The Jigsaw Classroom) "Методы исследования в социальной психологии" (Methods of Research in Social Psychology) "Социальное животное" (The Social Animal) и "Некого будет ненавидеть" (Nobody Left to Hate); почти 25 лет он был соредактором "Справочника по социальной психологии" (The Handbook of Social Psychology), Аронсон - действительный член Американской Академии Искусств и Наук, принятый туда в 1992 г.
МАССА И ВРЕМЯ В УБЕЖДЕНИИ (ПЯТАЯ И ШЕСТАЯ СТРАТАГЕМЫ, 45-Я ТЕХНИКА)
По сути дела, стойкое сопротивление многочисленным влияниям, которые ничего не дают нашему личному развитию, а только сбивают с толку и деморализуют, - первоочередная необходимость для человека, живущего в наиболее активной сфере современного общества; а утрата такой способности из-за перенапряжения, как показывают бесчисленные примеры, означает начало умственного и морального упадка. КУЛИ Ч. X. Человеческая природа и социальный порядок".
В этом заключен парадокс. Самоотстранение от социальной жизни, чтобы избежать "использования", является очевидно абсурдным; однако чем больше мы открываемся мыслям других людей, тем вероятнее, что мы окажемся под их влиянием. В то же самое время открытая, страстная вовлеченность является существенным условием для некоторых из наиболее богатых форм человеческого опыта. Нам необходимо сильно чувствовать, полностью доверять, действовать по побуждению и ощущать себя связанным с другими членами общности. Нам нужно быть "пропитанными" жизнью и чувствовать, что мы можем временно отключать, по крайней мере, на какие-то периоды, наши оценочные способности, нашу внутреннюю настороженность. Однако мы должны быть способными возвращать назад и проверять наши переживания, размышлять над сделанным нами выбором и оценивать "доброкачественность" нашей вовлеченности. Колебание между этими полюсами, погружение и вновь отдаление на соответствующие периоды и является задачей. ЗИМБАРДО Ф., АНДЕРСЕН С. Понимание контроля сознания: экзотические и обыденные психологические манипуляции**.
Книгу, которую вы сейчас читаете, написали два очень влиятельных человека. Но их влиятельность состоит не в больших капиталах или высоких политических должностях. Энтони Пратканис и Эллиот Аронсон - влиятельные профессионалы вдумчивого убеждения. Мне посчастливилось испытать их профессионализм на себе. На моих глазах полная аудитория из двухсот студентов несколько минут стоя аплодировала Эллиоту на последней лекции его вводного курса в социальную психологию. Убеждающие речи Э. Аронсона были классическим вариантом красноречия: слегка академическими, со сдержанными жестами и приглушенными эмоциями, с чтением отрывков из художественной литературы или мемуаров, редкими изящными шутками. У Э. Пратканиса в начале каждого из двух прослушанных мною курсов основная проблема состояла в том, как отказать студентам, которые не попали в число слушателей. Больше всего я жалею о том, что у меня не было видеокамеры, чтобы потом дома наслаждаться его экспрессией, пластикой и шутками, превращавшими каждое занятие в сплав театра и балета одного актера. Действо, происходившее в небольшой, человек на 30, аудитории, каждый раз начиналось с непринужденных реприз, создавая ощущение веселого раскованного праздника, а затем неслось - вслед за быстрыми передвижениями Энтони по маленькому островку свободного пространства - с такой стремительностью и с такими интересными поворотами сюжета, что в конце занятия приходилось насильно стряхивать с себя это очарование, дабы вернуться в будничную реальность.
* М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. - С. 110. ** Журнал практического психолога, 2000, № 1-2. - С. 13.
|